Через пару лет в сельской местности газ будут использовать только для приготовления пищи - эксперт
Недавно вице-премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что для успешного прохождения отопительного сезона Украина должна сэкономить около 3 млрд. кубометров газа. Для этого Украина будет замещать газ мазутом и твердыми видами топлива. Информагентство "Трасса Е-95" расспросило директора коммунального предприятия "Одесская областная энергосберегающая компания" Сергея Лейвикова о том, что ждет в связи с этим Одесскую область?
Трасса Е-95 (Е-95): Скажите, может ли Одесская область внести свою лепту в экономию газа, которая будет заметна на общеукраинском уровне?
Сергей Лейвиков (С.Л.): Может и вносит. Пока "энергосберегающие" чиновники (вроде меня) придумывают сложные концепции энергоэффективности, очень эффективно работает паника. Страх остаться без тепла зимой заставил сотни потребителей газа в Одесской области отказаться от него в пользу электроэнергии или твердого топлива. Выступления первых лиц государства не дают понятного ответа на вопрос, хватит нам все-таки зимой газа или нет. Поэтому испуг и принуждает нас к рациональности.
Сегодня собственники коттеджей, кафе и гостиниц предпочитают пеллетные котлы, малые учреждения и здания переходят на электроэнергию, бюджетные учреждения – на твердое топливо. По моим данным только 7 одесских производителей пеллетных котлов изготовили до 200 единиц продукции. Показательно, что из 120 котельных "Одесской железной дороги" половина отказалась от газа в пользу других энергоресурсов. Учреждения и предприятия утепляются, формируют графики потребления, ищут теплопотери и т.д. Я думаю, что по результатам этого отопительного сезона, можно будет определить простой и важный показатель – сколько газа нужно Одесской области. А в дальнейшем уже более мягкими методами стремиться к постепенному снижению этого показателя.
Е-95: Исходя из того, что вы сказали, перехода на отопление мазутом в Одесской области не будет?
С.Л.: Некоторые промышленные котельные могут, в случае необходимости, переходить на жидкое топливо, как правило, дизельное. А мазутных котельных в Одесской области не более 50. Я надеюсь, их количество будет сокращаться.
К сожалению, мода и государственная позиция периодически приводит к "перекосам" в использовании тех или иных энергоносителей. На смену газификации сейчас пришла мода на твердое биотопливо – пеллеты. Не все, кто сейчас покупают котлы на пеллетах, задумываются о том, каковы объемы этого топлива в нашем регионе. Некоторым районам области повезло – у них нет газа, и они изначально к нему не привыкали. К сожалению, "Облэнерго" не стремится сформировать моду на электроэнергию как источник отопления.
Важно, что этот отопительный сезон впервые сформирует энергетический баланс области. Опытным путем мы узнаем, сколько у нас пеллет, электрических мощностей и угля. Такая пропорция и ляжет в основу будущего энергобаланса нашего региона, который в дальнейшем лучше не нарушать.
Е-95: А хватит ли нашей области электричества и твердых видов топлива?
С.Л.: Сегодня есть проблема не только с газом, но и с углем, поскольку его стоимость очень быстро возросла за последние месяцы. Связано это как с объективными причинами – событиями, происходящими на востоке нашей страны, так и с поведением поставщиков угля: наблюдая за настроениями потребителей, поставщики сознательно поднимают цены. В южных районах области сегодня стоимость угля достигает 2800 гривен за тонну. В прошлом году в это же время уголь можно было приобрести от 1200 до 1500 гривен за 1 тонну.
Что касается пеллет, сегодня в Одесской области порядка 25-ти производителей твердого топлива из лузги подсолнечника, соломы, дерева, камыша и прочих биоотходов. Вместе они производят до 90 тысяч тонн в год. Повышенный спрос на пеллеты вызовет рост цен на это топливо. Радует только то, что по окончанию зимы, значительно возрастет количество фермеров, которые возьмутся за производство пеллет и топливных брикетов. Возрастет и конкуренция и на рынке производителей котлов, которые последние годы еле выживали.
Говоря об электроэнергии, мы все привыкли к тому, что у нас ее очень много. В то же время, несмотря на то, что наше "Облэнерго" - организация коммерческая, процесс получения дополнительной мощности крайне забюрократизирован. Это никак не стимулирует потребителей использовать электроэнергию для отопления. Не редки случаи, когда люди при подготовке пакета документов просто сдаются и отказываются от такой затеи.
Других эффективных энергоносителей современное общество не придумало. Надеюсь, что весной после того, как мы поймем, что не так много газа нам нужно для счастья, этот вопрос перестанет быть политическим, а станет коммерческим. При высокой цене на газ потребители научатся потреблять его в минимальном количестве и при возможности использовать что-то альтернативное.
Е-95: Насколько Одесская область готова внедрить альтернативные системы отопления за короткий период времени накануне отопительного сезона?
С.Л.: В зависимости от того, какая теплоэнергетика, централизованная, или локальная. Если мы говорим о городе Одесса – быстро можно только говорить. Я могу много сказать о том, что нужны новые котельные, новые тепловые сети, современные тепловые пункты, тотальная тепловая санация зданий, но в реальности сегодня это сделать невозможно. В перспективе ближайших пяти лет необходима модернизация по принципу "от потребителя – к генерации". Т.е. для начала надо разобраться с нашими жилыми домами: их утеплить и укомплектовать индивидуальными тепловыми пунктами. Когда мы будем понимать минимально необходимое потребление каждого дома, станет понятно, какие котельные нужны, а от каких котельных с километровыми сетями можно отказаться. Такой процесс должен начаться не только по инициативе городских властей, а в первую очередь – самих жителей, тех, кто платит за качественную либо некачественную услугу теплоснабжения. После начала такого процесса, вероятно, "грохнутся" наша ТЭЦ и КП "Теплоснабжение города Одессы", что приведет к появлению десятков частных компаний, которые будут приходить со своими котельными туда, где в них есть необходимость.
Если мы говорим о малой теплоэнергетике, когда есть поставщик тепла и не более трех его потребителей, такая система более мобильна. Потребитель определяет энергоресурс, который сегодня будет выгоден и доступен, и переключается на него. Такой процесс в малых населенных пунктах Одесской области сегодня идет. Говоря о бюджетной сфере (школы, больницы, детсады, дома культуры) в отдаленных населенных пунктах нашей области около 15% учреждений в этом году любыми путями постараются перейти на твердое топливо. Сделают это либо путем установки новых котлов, либо путем восстановления тех котельных, от которых они отказались лет 10-15 назад, когда была газификация этих населенных пунктов.
Е-95: Вы можете привести примеры успешных проектов по внедрению альтернативных систем отопления в регионе?
С.Л.: Я работаю в коммунальном предприятия "Одесская областная энергосберегающая компания" ровно 4 года. С первых дней работы предприятия мне хотелось внедрять инновационные и то же время эффективные проекты энергоэффективности.
Сегодня я привык к тому, что каждый эффективный проект необходимо не только внедрить, но и впоследствии защищать от тех, кто к этим инновациям не готов. В первые два года деятельности нашего предприятия мы перевели на пеллеты порядка 30-ти котельных в разных районах Одесской области. Оценили это все, кроме руководителей этих учреждений. К сожалению, система руководства бюджетным учреждением устроена таким образом, что его директору не важно, сколько денег потратится на отопление объекта, поскольку он тратит не свои деньги. Он тратит деньги какого-то эфемерного бюджета, и для него намного важнее персональный комфорт, чем внедрение инноваций и финансовая экономия. Т.е. если директор сельской школы на протяжении 30 лет покупал уголь для отопления, то никакого современного оборудования с автоматической подачей топлива ему не нужно. То же самое касается и школьного руководителя в Одессе, которому город оплачивает тепловую энергию независимо от того, заменены там окна или нет.
Думаю, что нынешний кризисный отопительный сезон сформирует и принципы поощрения и наказания руководителей 7000 бюджетных учреждений, которые расположены в Одесской области. Появится необходимость экономить энергозатраты при сохранении или улучшении температурного режима.
Е-95: То есть успешных проектов вообще нет?
С.Л.: Так я не говорил. Проекты в Одесской области – это перевод котельных на биотопливо, использование ночного электрического тарифа, который дешевле и который позволяет экономить. В этом году до начала отопительного сезона будет внедрено более 100 таких проектов в учебных и лечебных учреждениях региона. Как бы это экзотично не звучало, но во многих сельских учреждениях монтируются солнечные коллекторы. Оправданность этих систем подтверждает более чем 3-летний опыт их эксплуатации в лечебных учреждениях, детских садах в г.Южном, с.Кагарлык Беляевского района, нескольких населенных пунктах Овидиопольского района.
Е-95: Все эти примеры касаются области. Есть ли какие-то механизмы экономии газа в областном центре? Все-таки котел на пеллетах в многоквартирном доме не установишь.
С.Л.: Город Одесса – это неисчерпаемый источник энергоэффективности, дойти до предела здесь практически невозможно. Потребление газа можно сокращать бесконечно, начав с полного пересмотра системы городского теплоснабжения.
Е-95: Помогут ли Одесской области альтернативные источники энергии, такие как солнечные или ветряные электростанции?
С.Л.: Говоря об энергоэффективности, можно прийти к очень простому выводу – чем проще решение, тем лучше. Использование энергии солнца, ветра, подземных вод температур – это важно. Но иногда достаточно поменять окна, утеплить ограждающие конструкции здания, и альтернативная энергетика отойдет на второй план.
Тем не менее, она тоже имеет место быть. Стремительными темпами Одесская область за период с 2010 по 2012 год стала территорией с самой большой концентрацией солнечных электростанций в Восточной Европе. Они работают и сегодня. Есть проблема с т.н. "зеленым тарифом". Он один из самых высоких в мире. На сегодняшний день специалисты из обновленного Министерства энергетики и угольной промышленности стремятся сделать его сбалансированным. Это значит, что в Одесской области будет не 2 компании как сегодня (австрийская "Active Solar" и израильская "Sunelectra"), а значительно больше игроков.
Динамично ведется подготовка по внедрению проектов ветроэнергетики. В частности, в Овидиопольском районе уже на протяжении трех лет немецкая и французская компании ведут достаточно основательную подготовку по строительству 2 ветропарков. Этим компаниям нелегко. Им сложно дается специфика наших земельных вопросов, инфраструктуры, бюрократических процессов. Но шаг за шагом они преодолевают преграды. Это дает надежду на то, что в следующем году начнутся строительные работы.
Гидроэлектростанции альтернативным источником я не считаю. В советское время они входили в тройку основных видов генерации электроэнергии. В нашем регионе есть только один проект. Это восстановление гидроэлектростанции на Южном Буге в Савранском районе. Учитывая то, что сегодня приоритетность таких проектов резко возросла, думаю, что она действительно будет восстановлена.
Обо всех остальных альтернативных источниках говорить еще рано. К нам приходит много ученых, которые приводят пример прибрежных скандинавских портовых городов, где используются тепловые насосы для получения тепловой энергии их воды. Очень многие специалисты считают решением для Одессы утилизацию тепла из одесских катакомб. Все эти разговоры пока что – для вечерних размышлений о будущем энергообеспечении нашего города.
Е-95: Какой оптимальный баланс использования различных видов топлива в Одесской области?
С.Л.: Для крупных потребителей альтернативы газу не существует. Альтернатива лишь в его рациональном и умном потреблении. В условиях города, при максимальной энергоэффективности всех процессов потребления газа, газ должен оставаться основным источником. Возможно, не до конца раскрыт потенциал электроэнергии для отопления.
В сельских районах области для отопления малых объектов достаточно отходов сельского хозяйства, которые брикетируются, пеллетируются или подготавливаются любым другим путем. Потенциал твердых биотоплив безграничен. Чем больше будет таких котельных, тем больше будет появляться поставщиков или производителей топлива.
Главное – не уходить из крайности в крайность. Должен быть энергетический баланс, который предусматривает в разной мере участие разных видов энергоносителей.
Е-95: Не считаете ли вы необходимым в связи с этим приостановить, хотя бы на время, газификацию районов Одесской области?
С.Л.: Нет, в перспективе нескольких лет газ должен быть в каждом населенном пункте. Тогда выбор между энергоносителями всегда будет формироваться исходя из их стоимости, а не наличия. При невысоком объеме газа рынок и потребители справятся сами без какой-либо модерации. Пусть потребители сами определяются, хотят они тратить больше денег на дорогой газ либо тратить меньше денег и получать отопление, сжигая пеллеты, уголь или электричество.
После того как мы отойдем от мыслей о том, что газа не может быть в принципе, и придем к тому, что газ будет, но в ограниченном количестве и по высокой цене, процесс газификации должен быть продолжен. В сельской местности его будут использовать для бытовых нужд, для приготовления пищи, но не для отопления.
В общем, пока что в Одессе будет холодно, подтверждают даже специалисты. Готовьтесь. Мерзнуть и выбирать. А потом опять мерзнуть.