Работники УДП возмущены планами передать флот в уставный фонд частного иностранного предприятия
Народный депутат Украины Анатолий Урбанский рассказал, с чем связаны протесты работников ЧАО "Украинское Дунайское пароходство", о том, какое влияние происходящие в Измаиле события окажут на развитие города, и о том, что по этому поводу ему ответил министр инфраструктуры в заде Верховной рады.
Анатолий Игоревич, сегодня в Верховной Раде у вас состоялся короткий диалог с министром инфраструктуры. Вы спрашивали о передаче украинского флота венгерской компании, но ответ министра был не совсем понятен.
- Дело в том, что нардепу дается всего одна минута чтобы задать вопрос членам правительства. Действительно, я спрашивал премьер-министра о законности передачи флота Украинского дунайского пароходства иностранной компании. Но я не успел спросить самое главное - что ожидает сотрудников Дунайского пароходства, есть ли гарантия что они не потеряют работу? На мой вопрос дал ответ этот вопрос министр инфраструктуры. Его короткий ответ меня не только не удовлетворил, но и удивил. Он подтвердил, что флот передается иностранной компании. Это делается якобы для деофшоризации УДП и обеспечения прозрачности его деятельности. Получается, что УДП, которое в Украине подчиняется министру - непрозрачное, а частная компания в Венгрии будет прозрачной? Где тут логика?
Видимо с этим связаны акции протеста, которые проводят работники Украинского дунайского пароходства? Вы не могли бы рассказать об их требованиях?
- Об этих требованиях мне известно не только в объеме тех обращений, которые ко мне поступают как к народному депутату, но и по горячим публикациям в соцсетях. Теперь еще и ответ министра. Возмущение работников пароходства вызвала опубликованная служебная переписка между руководителем предприятия и министром инфраструктуры. Руководитель УДП просит министра дать согласие на пополнение флотом УДП уставного фонда иностранной компании. Министр ответил, что он не возражает. Меня в этой переписке удивило, что к министру не сама иностранная компания обратилась, а, так сказать, «третье лицо», ведь сегодня УДП никакого отношения к этой компании не имеет.
Работники УДП вполне обоснованно возмутились. Они утверждают, что госимущество (флот) передается в уставный фонд частного иностранного предприятия с нарушением законов и Устава УДП. В частности не проведена рыночная оценка передаваемого имущества, поэтому передаваемый флот оценен в копеечные суммы. Я, как народный депутат по этому вопросу готовлю обращениея и к Премьер-министру и в правоохранительные органы.
Нынешний руководитель УДП – по образованию юрист. Наверное, у него продумана юридическая сторона этой схемы?
- Мне известно, что он никогда не работал в морехозяйственной отрасли, не знал там людей, не имел команды и ничем не руководил, поэтому его назначение ровно год назад удивило (Алексей Хомяков был назначен и.о. председателя правления ЧАО "Украинское Дунайское пароходство" 8 ноября 2019 г. – ред). Вполне возможно, его прислали в Измаил не для улучшения работы УДП, а для совершения именно этих юридических действий. В любом случае, пусть с попыткой передачи флота разбираются правоохранительные органы. А я, как народный депутат, обязан отреагировать на обращения моих избирателей о нарушениях закона.
Независимо от юридической правомерности этой передачи, не кажется ли вам, что в данном случае кто-то просто хочет забрать себе бесплатно флот УДП?
- Из той информации, что у меня имеется, это действительно выглядит как скрытая приватизация государственного имущества. Кстати, о том, что УДП и порт собираются приватизировать, первым в 2019 году заявил приближенный к руководству партии выдвиженец «Слуг народа» - мой соперник на выборах в парламент в 2019 году. Хочу подчеркнуть, что передача украинских стратегических активов иностранцам - это политика «Слуг народа», вспомните о разрешении продажи земли иностранцам, передачу иностранцам в концессию портов и т.д.
Министр – это не просто частное лицо, это член правительства, которое назначено монокоалицией. Поэтому в данном случае рассматривать его действия можно как политику правящей партии.
Какие риски и для кого возникают в связи с передачей флота? Может, наоборот, он будет работать эффективнее?
- Объясню с позиции народного депутата, на округе которого это происходит. Если флот будет передан предприятию-нерезиденту Украины - это будет катастрофа для Измаила. Сотни работников УДП потеряют работу, а бюджет города потеряет десятки миллионов гривен налогов. Кроме того, их зарплаты - это сотни миллионов гривен, которые вращаются в экономике города. Пострадают не только работники предприятия, но и местный бизнес, у которого на эти сотни миллионов меньше будут покупать товары и услуги.
Колоссальные потери для города связаны не только с зарплатой, но и со всеми местными налогами, которые предприятие платило в городской бюджет – коммунальный, земельный и другие.
В данной ситуации, любой ответственный мэр выступил бы на стороне работников пароходства против решения по сути о прекращении деятельности крупнейшего предприятия на территории его города. Он бы вместе с людьми ходил на акции и ночевал в министерстве. Если это не мэр от «Слуг народа». Мэр от «Слуг народа» не будет выступать против решений своей партии, против своего Кабмина и защищать местный бизнес - он лучше возьмет кредит, чтобы компенсировать потери городского бюджета.
Кстати, напомню, именно мэр Измаила представлял нынешнего руководителя УДП трудовому коллективу, и уверял, что это «грамотный антикризисный менеджер, который главный стержень своей работы видит в сохранении социальных стандартов и стабилизации обстановки в пароходстве». Как теперь не думать, что в вопросе передачи флота они не действуют заодно?
Хотя утверждают, что местное самоуправление никак не связано с политикой, ваше объяснение происходящих событий говорит об обратном.
- Жители Измаила, которые отдавали свои голоса за «Слуг народа», должны были бы вначале поинтересоваться о планах этой партии относительно нашего города. Полтора месяца назад, как раз когда проводились местные выборы, министр инфраструктуры заявил, что Измаильский порт будет в кратчайший срок передан в концессию.
Я просто уверен, что передадут его компании с иностранной юрисдикцией, возможно офшорной - как это было в случае с крупнейшим портом Украины "Ольвия". Уже начата разработка ТЭО. Судя по всему, наш мэр способствует и этому, скорее всего невыгодному для города и трудового коллектива решения, подчиняясь политике своей партии. Во всяком случае, он его никак не прокомментировал, хотя любая концессия связана с эксплуатацией дорожно-транспортной инфраструктуры города. На мой взгляд, ответственный мэр должен бороться, чтобы не допустить передачу порта. Потому что если сегодня на его деятельность можно влиять, например, в защите прав трудового коллектива, то после передачи порта в какой-то офшор, город и государство потеряют все рычаги влияния на него.
Руководитель УДП пообещал, что в случае передачи флота, иностранной компании, она получит кредит 200 млн євро. Возможно его юридические знания поспособствуют получению этого кредита?
- Не могу ничего сказать по этому вопросу, пока не увижу бизнес-план под этот кредит и согласие банка-кредитора. Вообще, кредит не является каким-то благом, это просто одалживание чужих денег, которые надо будет отдать с процентами. Кроме того, брать кредиты во время экономического кризиса, да еще и в малоокупаемой сфере речных перевозок – слишком рискованно. Кстати, в Украине кредиты иногда берут, чтобы загнать государственное предприятие в долги, сделать банкротом – и этим обосновать необходимость его приватизации. Но это так, к слову.