Как долго будет больно?
18 марта бывший высокопоставленный офицер советского Генштаба, генерал-майор в отставке Борис Саплин, проживавший в Москве, застрелился из наградного пистолета. Как сообщает "Лента.ру", генерал оставил предсмертную записку, в которой указал, что у него тяжелое онкологическое заболевание и он устал жить в муках. Это не первый случай самоубийства высокого военного чина в России из-за боли за последнее время. 7 февраля 2014 года стало известно о том, что бывший начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал в отставке Вячеслав Апанасенко, который был болен раком, выстрелил себе в голову из наградного пистолета. В своей предсмертной записке он написал: "В моей смерти прошу винить правительство и минздрав... Не могу видеть страдания и мучения своих родных". Родственники погибшего позже пояснили, что причиной суицида стало "неоказание адекватного обезболивания со стороны медицинского учреждения".
По данным "Википедии", уровень самоубийств в России один из самых высоких в мире. Точной статистики нет, но немалую долю самоубийств совершают люди, страдающие от нестерпимых болей.
Как пишет "Газета.ру", паллиативная помощь в России находится практически на нуле. Несмотря на то, что такая помощь закреплена в новом российском законодательстве, тяжелые больные по-прежнему лишены основной ее составляющей – адекватного и своевременного обезболивания.
Как сообщила на прошедшем недавно в российской столице VII Форуме Движения против рака профессор Национального НИИ Общественного здоровья РАМН Елена Тельнова, количество поставляемых в аптеки анальгетиков составляет 4% от потребности в целом по стране и 10% - в столице.
В Украине последнее время развитие паллиативной помощи и упрощение доступа к обезболивающим получили новый импульс. Страна начала перенимать передовой европейский опыт и внедрять рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Но внезапно это движение было остановлено, а все наработки буквально торпедированы чиновниками Государственной службы по контролю за лекарствами. Служба по какой-то причине решила перенять пагубную российскую практику, началась пропаганда против этих лекарств. В частности, Гослекслужба выступила с заявлением, согласно которому серьезный рост продаж кодеиносодержащих препаратов свидетельствует о том, что их все чаще используют наркоманы.
"Украина долго играла с огнем, бесконтрольно продавая лекарственные средства, содержащие кодеин - алкалоид опия. В фармакологии его классифицируют как противокашлевое и обезболивающее лекарственное средство, а его наркотический эффект признают незначительным. Но по характеру действия и химическому строению кодеин близок к морфину. В больших дозах кодеиносодержащие препараты довольно быстро вызывают фатальную зависимость. Именно поэтому Государственная служба Украины по лекарственным средствам предлагает ввести предметно-количественный учет для лекарственных средств, содержащих кодеин. Кстати, она уже не впервые призывает Минздрав сделать это, однако до сих пор результатов не было", - говорится в сообщении.
СМИ поспешили подхватить это заявление: "Украина объявила войну кодеиновой наркомании" – кричали заголовки. Однако против действий службы выступили сами медики. Они высказали мнение, что на теме негативных последствий, возникающих от приема и использования кодеинсодержащих лекарственных препаратов нельзя спекулировать, а риск таких препаратов нужно оценивать объективно.
"Этот вопрос на сегодня уже решен в Украине - есть решение на правительственном уровне. В его разработке принимали участие специалисты. Но есть спекуляция. А эту проблему нужно решать профессионально… Уважаемые коллеги, давайте не будем из нашей страны делать то место, где к наркомании будут продолжать относиться так поверхностно, как относятся все время. Но я не увидел в нашем обществе готовности говорить о таких вещах правду. Есть желание поднимать тему, которая уже решена. Мне неприятно, что мы начинаем играться на теме наркотиков", - сказал председатель Всеукраинской наркологической ассоциации Анатолий Виевский на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина".
А.Виевский, в частности, пояснил: потребление кодеинсодержащих препаратов – "это проблема очень ограниченного, к счастью, контингента новичков-потребителей опиатов".
"Клинично то, что можно получить из кодеинсодержащих препаратов, не устраивает системных наркозависимых. Для них оно недостаточно ни по силе, по длительности эффекта. И нет никаких подтверждений того, что это приводит к каким-то гигантским расстройствам и летальному исходу. Это легко проверить, так как вся летальность такого типа регистрируется судебной медициной и контролируется достаточно четко", - сказал он.
Также Гослекслужба заблокировала работу нескольких украинских производителей лекарственных препаратов – одесского "Интерхима" и ЗАО "Инфузия" (Киев).
Одесская компания оспорила действия контролирующего органа в суде. И 18 марта получила решение Окружного административного суда Киева, которое признало противоправным и отменило распоряжение Гослекслужбы о приостановке "Интерхимом" производства ряда препаратов, датированное 30 декабря 2013 года.
"Юридически это показывает, что действия Гослекслужбы по отношению к нашему предприятию являются противоправными, но, к сожалению, это не решает проблему, поскольку госорган имеет право обжаловать это решение суда, а этот процесс влияет на время, в течение которого производство будет остановлено, что означает убытки для предприятия, сокращение рабочего времени и т.д.", - сказал замгендиректора фирмы Дмитрий Позигун.
Он сообщил, что "Интерхим" обратился с официальным заявлением по этому вопросу и к Министру здравоохранения Украины, а компанию поддержали в обращении, в частности, "Ассоциация производителей лекарств Украины" (АПЛУ) и "Союз защиты прав и безопасности пациентов".
Директор АПЛУ Елена Алексеева сообщила, что после обращения к ней "Интерхима", на собрании предприятий-членов ассоциации было принято решение о проведении объективной независимой экспертизы ситуации, которая возникла по месту хоздеятельности компании, для чего были привлечены специалисты из каждого предприятия-члена ассоциации и независимые эксперты.
"Проблемой стали три, так называемых критических замечания, которые были основанием для Гослекслужбы, чтобы остановить производственный процесс. По мнению специалистов предприятий-членов ассоциации и независимых экспертов, все три критических замечания не являются критичными и не дают оснований для блокирования производственного процесса", - констатировала Е.Алексеева.
Запрет касается кодеиносодержащих препаратов. Эти препараты применяются при сильном кашле. А также являются этапом в т.н. "лестнице боли" ВОЗ. В 1996 году ВОЗ опубликовала так называемую трехступенчатую лестницу, предлагающую 3-шаговый подход к борьбе с болью при онкологической патологии. На первой ступеньке лестницы назначают ненаркотические анальгетики, на второй - добавляют слабый опиоид (например, коден), на третьей - вместо слабого опиоида применяют сильный (например, морфин).
Действия же Гослекслужбы фактически разрушили эту лестницу. Больным с болевым синдромом теперь надо стараться унять боль простым анальгином или сразу переходить на более сильные лекарства. К слову, производство этого более сильного лекарства – таблетированного морфина также было временно заблокировано. Однако когда чиновники осознали, что страна фактически осталась без таблетированных форм обезболивающих, и единственным вариантом для больных с сильным болевым синдромом оказался "черный рынок" с вполне реальными наркотиками, запрет на производство морфина был снят. В марте Гослекслужба разрешила "Интерхиму" производить 6 из 11 запрещенных ранее препаратов. Но проблему получения обезболивания это решило. И люди, нуждающиеся в обезболивающих лекарствах, уже почти два месяца не могут получить помощь. И никто не может ответить на вопрос: сколько рядовых и выдающихся украинцев, страдающих от сильной боли и нуждающихся в помощи, должны совершить самоубийство, чтобы Украина наконец-то выполнила все требования ВОЗ по облегчению доступа к обезболивающим препаратам и паллиативной помощи.