Архитектура Одессы: дом с химерами для сотрудников НКВД на месте взорванного храма (фоторепортаж)
Обычно городские легенды – предмет гордости местного населения, хороший повод похвастаться перед приезжими. Но есть в Одессе дом, о котором гостям предпочитают рассказывать поменьше, чтоб не ворошить лишний раз темные страницы прошлого. Речь идет о здании на Маразлиевской, 1А. Различные истории, связанные с ним, изрядно подпортили репутацию дома и превратили его в местную страшилку. И дело вовсе не в мрачной наружности, а в первых жильцах – сотрудниках Народного комиссариата внутренних дел СССР, попросту - НКВД. В те непростые времена благодаря занимаемым должностям эти люди, на зависть многих, имели возможность жить в свое удовольствие. Исключительные условия, доступные только сотрудникам ведомства, в былые времена выдавали построенные рядом детские площадки и спортивный городок.
Ведомственный жилой дом сотрудников НКВД, возведенный по проекту Александра Ивановича Дубинина, вырос в 1931 году на месте взорванного несколькими месяцами ранее собора Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря (1828-1835 гг., арх. Г. И. Торичелли). Уничтоженный храм до этого эффектно замыкал перспективу улицы Троицкой и был запечатлен на ряде гравюр, литографий и фотографий. Дом НКВД заменил собой композиционное завершение Троицкой на границе с обширной зеленой зоной. Здание относится к первым жилым комплексам послереволюционного периода, состоящих из нескольких корпусов с блоками бытового обслуживания в первых этажах.
Главный фасад с различных точек также выглядит довольно эффектно благодаря объемно-пространственной композиции, достигаемой применением разномасштабных ризалитов, вертикальным ритмом балконов с глухими ограждениями и различной отдаленностью корпусов от красной линии. Динамичные массы здания расчленены глубокими лоджиями. Центральная ось дома подчеркнута вертикальным проемом со сплошным остеклением лестничной клетки. Над остекленным проемом подъезда сохранилась дата строительства дома – "травень 5-4 листопад 1931" (орфография сохранена). Подъезды, смежные с центральным корпусом, оборудованы аналогичными световыми проемами во всю высоту здания. Таким же образом решен вопрос освещения крайних корпусов, а сами подъезды размещены со стороны двора. Подъезд центрального корпуса имеет квадратную форму, лестница огибает объем шахты лифта. Посредством длинного вестибюля подъезд сообщается также со двором. Остальные подъезды здания выполнены с соблюдением принципов классической компоновки и не являются проходными. Интерьер дома, по меркам конструктивистской разновидности, впечатляет. Внутри видны аутентичные перила и оригинальные квартирные двери. А в центральном корпусе даже сохранился бытовой узел (ныне наглухо перекрытый и не эксплуатируемый).
Особого внимания заслуживает экстерьер дома НКВДистов. Перед возведенным в некотором отдалении от красной линии комплексом разбит палисадник, отделенный от улицы высоким каменным парапетом. В 2008 году перед входом в центральный подъезд появился памятник выдающемуся меценату и общественному деятелю, градоначальнику Одессы в 1878-1895 гг., Григорию Григорьевичу Маразли, имя которого и носит улица Маразлиевская. Изначально памятник Маразли был открыт ко Дню Города 2 сентября 2004 года на Греческой площади. Но впоследствии, с некоторыми композиционными изменениями в изначальном проекте, монумент перенесли на Маразлиевскую. Дом сотрудников НКВД, благодаря сдержанным и строгим архитектурным формам, представляет собой достаточно удачную декорацию, выгодно выделяющую памятник на своем фоне.
Сложно однозначно оценить, насколько была равноценна замена старинной монастырской церкви огромным конструктивистским жилым комплексом, однако, простояв более восьми десятилетий, дом НКВД стал неотъемлемым градостроительным элементом в застройке Маразлиевской и в перспективе Троицкой. Жилое здание даже внесли в реестр памятников культурного наследия как значимый образец стиля и эпохи. Будучи самым комфортным из одесских жилых зданий периода конструктивизма, дом НКВД – живая иллюстрация идеалов и стремлений советских архитекторов рубежа 1920-30 годов. Сегодня в нем проживают обычные люди с привычными профессиями, а единственным "монстром" дома можно назвать громадный виноградник, разросшийся на всю парадную стену здания.
Сайт "Архитектура Одессы" собирает информацию об архитектурных жемчужинах города. Два одесских фотографа Александр Левицкий и Дмитрий Шаматажи третий год подряд фотофиксируют памятники архитектуры. Авторы проекта задались целью отснять в деталях более 1400 домов нашего города и разыскать их историю.