Архитектура Одессы: пристанище для убогих как произведение искусства
Блеск и нищета ходят рядом. Именно об этом вспоминаешь, стоя в праздничный день на пересечении улицы Канатной и Итальянского бульвара. С одной стороны – шумный, в воздушных шарах и мишуре хорохорищийся ночной клуб "Палладиум". Через дорогу от него – прячет свою убогую блеклость и облезлую штукатурку трехэтажный домик цвета детской неожиданности.
Однако на поверку домик оказывается целым архитектурным ансамблем из шести корпусов в пределах улицы Канатной, Итальянского бульвара, переулков Орликова и Ямчитского. По паспорту, корпуса "прописаны" на Канатной, 81 и именуются "Жилыми корпусами комплекса Павловских домов дешевых квартир". Возле здания, помимо местных жителей, то и дело околачиваются люди без определенного места жительства, будто чувствуют: каких-то 130 с чем-то лет назад дом строили специально для них.
Своим появлением корпуса дешевых квартир обязаны помощнику секретаря Одесского коммерческого суда, некому Павлу Захаровичу Ямчитскому, вернее… его смерти. После кончины помещика, 11 января 1883 года, Одесский окружной суд утвердил к исполнению три духовных завещания Ямчитского. Среди прочего, он завещал, чтобы по примеру Петербургского общества дешевых квартир, было выстроено в Одессе здание, носящее его имя (Павловское). Здание предназначалось для проживания в нем тех граждан города, которые соответствуют указанным им условиям ("не опороченые в поведении одесситы-христиане, которые имеют здесь оседлость, свою мебель и какое-либо ремесло или другое средство к пропитанию"). Квартировали в нем, с уплатою наемных денег по расчету не выше 3 процентов чистого дохода, а в уважительных случаях и бесплатно. При этом Павловское здание, чего желал сам Ямчитский, принадлежало городу – "неотъемлемую навсегда принадлежность г. Одессе".
Город бесплатно отвел под строение место из бывших Драгутинских плантаций. Первым из шести корпусов был возведен корпус на углу улицы Канатной и Итальянского бульвара, который занимает довольно сложный в плане, асимметричный участок. Архитектор Ф. В. Гонсиоровский фактически не только возвел само здание, но и разработал генеральный план застройки квартала (в пределах улицы Канатной, Итальянского бульвара, переулков Орликова и Ямчитского).
Н. К. Толвинский, продолжавший возведение комплекса, отчасти следовал этому плану, застроив четырьмя корпусами периметр обозначенного квартала, сохранив этажность ансамбля и общую стилистику с корпусом Гонсиоровского. Все дома - в три этажа и заключают в себе: по 23 квартиры в три комнаты каждая, 103 – в две комнаты, 37 – однокомнатных; кроме того имеются шесть лавок и квартира для администрации здания. После окончания второй очереди строительства под руководством Толвинского, в центре квартала образовался огромный двор, который первоначально планировался под устройство небольшого сада и размещения менее масштабных, служебных корпусов.
Однако пространство это долгое время пустовало, и лишь спустя полтора десятка лет в центре двора вырос большой, радикально разнящийся с окружающей застройкой, корпус 6 – четырехэтажный параллелепипед в стиле геометрического модерна. Планировка здания необычна для жилой архитектуры и существует вероятность, что корпус № 6 проектировался под размещение различных контор и служб Павловских домов. Оба подъезда на каждом этаже сообщаются между собой посредством длинного коридора, по сторонам которого расположены двери квартир. Потолок помещений четвертого этажа значительно выше потолка остальных этажей (это хорошо заметно и по высоте окон четвертого этажа). Над входами в подъезды сохранились металлические козырьки, выполненные в единой стилистике с архитектурой дома.
Все корпуса, выстроенные Толвинским, объединены по красной линии одноэтажными пристройками, что придает двору комплекса некую камерность. Их лицевые фасады рустованы аналогично первым этажам, создавая эффект неразрывности и монолитности застройки. Во дворе сохранилось небольшое квадратное сооружение похожее на голубятню. На другой стороне двора видна еще одна интересная бытовая деталь, неотъемлемая для Одессы конца XIX столетия – наливной колодец. В свое время в Павловском комплексе размещалось бесплатное Народное училище для детей, живущих в здании. При доме имелся врач, услугами которого жители комплекса могли пользоваться бесплатно. Позже в одном из корпусов располагался Первый родильный дом.
Павловские дома дешевых квартир успешно исполняли свои функции до самой революции. Затем здания комплекса несколько раз подверглись перепланировке и "уплотнению". В последние десятилетия существования СССР здания не ремонтировались годами, от чего приходили в запустение, ветшали и сегодня их состояние сложно назвать даже удовлетворительным. Тем не менее, и сегодня комплекс Павловских домов дешевых квартир ценен не только с архитектурно-градостроительной и исторической точки зрения, но и является своеобразным памятником щедрой благотворительности, столь свойственной одесситам XIX века.
Сайт "Архитектура Одессы" собирает информацию об архитектурных жемчужинах города. Два одесских фотографа Александр Левицкий и Дмитрий Шаматажи третий год подряд фотофиксируют памятники архитектуры. Авторы проекта задались целью отснять в деталях более 1400 домов нашего города и разыскать их историю.