Девяностолетний "Маресьев" всю жизнь мечтал потанцевать с женой

Девяностолетний
9 мая 2012 | 13:59 | 0

Каждое утро Дмитрий Хомич гуляет по своему двору. Потом, поправляя протезы, устраивается на удобной лавке, сделанной собственными руками, и задумчиво касается весенних цветов. Сразу вспоминается лицо его верной жены, с которой он прожил в любви и согласии 45 лет.

 

Помнится, как они вместе ходили на разные праздники и торжества. И когда его очаровательную жену приглашали мужчины, он позволял. И не показывал, как ему больно в душе, что сам он не может пройтись с ней в танце.

 

В далеком 1939 году Дмитрий Куценко был призван в Красную Армию и направлен служить в 320-й артиллерийский полк. Юношу зачислили в разведчики. Вскоре подразделение направили на финскую войну, где бравый солдат вместе с побратимами геройски штурмовал бетонные укрепления линии Маннергейма.

 

В мае 1940 года артполк перебросили на Одесщину – освобождать от румын Бессарабию. Первые месяцы Великой Отечественной войны отпечатались в памяти солдата горькими отступлениями и большими потерями. Немцы, вооруженные до зубов, рвались к Москве, которую хотели взять любой ценой. Но наши войска мужественно держали оборону. Враг ежедневно "утюжил" передовые позиции, бесконечными были его атаки. Полковой разведчик Дмитрий Куценко не раз ходил в тыл врага за "языком" – и возвращался без единой царапины. Однако дата 27 ноября 1941 года стала роковой для героя. Во время очередного воздушного и артиллерийского налетов его окоп накрыл вражеский снаряд. Взрывом мгновенно оторвало обе ноги… Как раз немцы пошли в атаку, наши отошли, оставив на поле боя убитых и раненых. Сцепив зубы от нестерпимой боли, раненый несколько часов лежал на промерзшей земле. Спас… мороз, который не дал истечь кровью. С возвращением однополчан санитары оказали Дмитрию первую медицинскую помощь.

 

Долгих десять месяцев лежал в госпиталях Д.Куценко, а придя в себя – стал учиться на курсах счетоводов, которые открылись в госпитале для солдат, покалеченных войной. Помнит Дмитрий Хомич, как обрадовался своим первым протезам! Но начальные шаги на них были просто нестерпимыми. Сцепив зубы, натирая обрубки ног до крови, он учился ходить заново. Его необоримое желание стать на ноги стало примеров для других инвалидов…

 

Подлечившись, Дмитрий Куценко, устроился бухгалтером в "Осоавиахим", где тренировали овчарок подрывать немецкие танки. Ежедневно слушая сообщения "Информбюро", он с нетерпением ждал освобождения родных мест. Весной пришла долгожданная весть – и он написал домой письмо. Вскоре приехал отец, но Дмитрий уже немного обжился, имел работу и друзей. Отец все-таки настоял – и забрал сына домой. В родном селе хорошо одетого молодого человека с палочкой приветливо встретили не только близкие. Он увидел свою бывшую одноклассница Женю. Вскоре пришла любовь. Ее мать противилась безногому зятю, но свадьбу все же сыграли. Правда, жениху потанцевать на нем так и не пришлось. Ходить научился, а танцевать не смог…

 

Проработав в колхозе долгих двадцать лет, Д.Х.Куценко перебрался с семьей в Ананьев. Работать пошел в быткомбинат. Собственного дома не было, поэтому, подыскав место, решил строиться. Тогда со стройматериалом было тяжко. За лесом пришлось в Белоруссию пару раз "смотаться", потом с друзьями разгрузить вагоны, но кирпичный дом таки соорудил. И в 1962 году отпраздновал новоселье.

 

Со своей женой Евгенией Андреевной, которая была для мужа настоящей опорой, Дмитрий Хомич прожил 45 счастливых лет. В 1990 году она умерла. Это была настоящая трагедия для мужественного человека. Но у ветерана есть двое детей, трое внуков и трое правнуков, для которых он и живет. В своем солидном возрасте он не стал обузой для своих родных. Щедрый на шутки и юмор, веселый и остроумный, дед сам следит за собой и себе поблажек не дает.

 

Вечерами, когда боль вновь терзает военные раны, Дмитрий Хомич Куценко пишет историю своего рода, куда вошли и его воспоминания о пережитом. Книгу, которую мечтает издать.

 

Лацкан парадного пиджака инвалида ВОВ украшают боевые ордена Красной Звезды, Великой Отечественной войны, украинский орден "За мужество", советские, украинские и российские юбилейные медали. Есть в архиве и благодарность от мэра Москвы Лужкова. Но самой ценной наградой остается гвардейский значок, который ему в далеком 1942 году прислали в госпиталь боевые побратимы…


Всего 0 комментариев

Архив