Ситуация на полях Одесской области остается сложной - интервью с экспертом

Ситуация на полях Одесской области остается сложной - интервью с экспертом
26 марта 2012 | 11:09 | 0

Одесская область по праву занимает первое место среди аграрных регионов Украины. Однако небывалая засуха осенью 2011 года и холода в феврале нынешнего года серьезно повредили сельхозпроизводителям. О ситуации в агропромышленном комплексе Одесской области агентству "Трасса Е-95" рассказал начальник Главного управления агропромышленного развития Одесской облгосадминистрации Анатолий Новаковский.

 
Е-95: Анатолий Григорьевич, какова сегодня ситуация на полях области?
А.Н.: В народе есть пословица, что беда одна не приходит. Эта пословица у нас, к сожалению, подтвердилась на практике. Мы имели крайне сухую, неблагоприятную осень, что не способствовало получению дружных всходов, которые сумели бы перенести зиму. А в феврале нас догнала следующая проблема: две волны снижения температуры. Температура опускалась в Одессе до -20, а на севере области – до -28. А на поверхности почвы – это еще на 3-5 градусов ниже. Ситуация усугублялось еще тем, что где-то от уровня сел Березовка, Ивановка, части Раздельнянского района и все, что южнее, вплоть до Измаила, поля стояли без снега. Есть нормы, сколько могут выдержать растения, тем более ослабленные засухой. Ведь у нас дожди пошли только в декабре, и только тогда начали всходить некоторые посевы. 
Сегодня мы можем констатировать, что хорошо взошли посевы только на 7%-8% от общей посевной площади. Всего же общая площадь посевов озимых – 824 тыс. гектаров. На протяжении зимы мы вели мониторинг, определяли жизнеспособность посевов. И сегодня мы понимаем, что пересевать придется 150-200 тыс. гектаров, которые надо пересевать. Это более 20%. 
 
Е-95: Сельхозпроизводители уже выстроились в очередь за дотациями от правительства?
А.Н.: Нет. Наоборот, если послушать производственников, общая тенденция настроений производственников позитивная. Однако ученые говорят, что поводов для оптимизма не много. Дело в том, что во время холодов в растениях произошли необратимые процессы, из-за которых растения утратили способность к кущению. К примеру, из одного семени растет сейчас один стебель, хотя если бы были благоприятные условия, то были бы и пять и семь стеблей. 
По нашим подсчетам, 1 гектар пересева будет стоить 400-600 грн. Если будут более дорогие семена – то это 700-800 грн. за гектар пересева. Таким образом, аграриям Одесской области придется понести до 150 млн. грн. дополнительных расходов на пересев. Но при этом, в области нет сельхозпроизводителей, которые плачут и причитают, которые не знают, что делать без помощи государства. У всех уже есть планы, как будут преодолеваться эти проблемы. 
 
Е-95: Так что, помощь государства вообще не нужна?
А.Н.: Так сказать тоже нельзя. Правительство сейчас приняло решение поддержать сельхозпроизводителей, которые пострадали от холодов и засухи. Мы рассчитываем, что в итоге сельхозпроизводители Одесской области получат 100-150 грн. на погибший гектар. Но даже не все производители захотят собирать документы на получение этой помощи: кто-то реализует запасы, кто-то возьмет кредит. 
 
Е-95: Ситуация с посевами скорректировала планы на урожай в этом году?
А.Н.: По нашим планам общая посевная площадь зерновых – озимых и яровых составит 1,8 млн. га. Задача, которая поставлена перед агробизнесом – это не уменьшить зерновую группу и не уменьшить валовый сбор зерна. Т.е. в структуре можно коррективы вносить, но вал должен быть обеспечен. Мы рассчитываем, что итоговый урожай в текущем маркетинговом году составит 2,8 млн. тонн зерновых. И мы будем к этой цифре стремиться. 
 
Е-95: Как обстоят дела с подготовкой к весенне-полевым работам?
А.Н.: По подготовке могу сказать, что семена в области есть в достаточном количестве. Удобрения и средства защиты есть, проблема только в оборотных средствах. Тоже самое и с топливом – рынок насыщен. И более 94% агропредприятий уже обеспечены топливом. 
Есть проблема недостатка оборотных средств. Но тут мы ведем работу с банками. Мы очень попросили банки войти в ситуацию агропромышленников, тем более что с каждым годом сельхозпроизводители становятся все более ответственными плательщиками, и сделать шаг навстречу. 
Конечно же, банки хотят работать с крупным бизнесом, а у нас в этот период самое уязвимое звено – мелкотоварное производство. Но мы работаем над этим вопросом также, проводим конференции, где банкиры могут лично пообщаться с фермерами и т.д. 
 
Е-95: Планирует ли областная администрация помогать аграриям отдельно?
А.Н.: У нас в области есть хорошая традиция по оказанию помощи сельхозпроизводителям за счет средств местных бюджетов. И эта программа получила особенное развитие в последние два года. В 2010 мы на 30% удешевили покупку 93 комбайнов, а в 2011 году – 167 тракторов.
Сейчас в области потребность в комбайнах и тракторах покрыта в лучшем случае на 60%-65%.  В этом году на этот проект денег выделено немного меньше, но у нас есть остаток с прошлого года – 7 млн. грн., и плюс мы более 1 млн. грн. направили на удешевление покупки племенного скота. В целом выделено 2,6 млн. грн. на эти цели в текущем году, но мы намерены увеличить этот показатель после корректировки бюджета в 1 квартале и первом полугодии и аграрии получат более высокую поддержку.
 
Е-95: Давайте перейдем к частным вопросам. Решилась ли проблема снижения закупочных цен на молоко в Любашевском районе Одесской области, которая без преувеличения всколыхнула всю Украину?
А.Н.: Главное, что нужно понять в вопросе заготовки молока и конфликте в Любашевском районе – это то, что молоко заготавливать – выгодно. Учитывая, что селяне слабо организованы, сегодня есть масса людей, которые вокруг них хотят подзаработать. Вот, что произошло в Любашевке: доминирующее количество поголовья и производства основных видов продукции животноводства, в т.ч. молока – это личные подсобные хозяйства. Это отдельная тема, почему мы к этому пришли, но это - объективная реальность. Поэтому есть различные варианты, как собирается это молоко и поступает на переработку. В Любашевке на сегодня – самый худший вариант организации: молоко собирают посредники, которые доставляют молоко на завод. 
Мы начали детально разбираться в проблеме. И выяснилось, что заводы начали занижать цену, воспользовавшись информацией, что Россия не принимает украинскую молочную продукцию. Хотя ни один завод, из тех, что работают с молоком из Одесской области, взаимоотношений с Россией не имеет. А посредники к тому же берут на литре себе 50 копеек. Я как специалист знаю, что это в 2-2,5 раза больше, чем это того стоит. Т.е. люди потеряли всякий контроль. 
 
Е-95: Какие же меры воздействия можно применить в данном случае?
А.Н.: Просто взять, скажем, взвод спецназа и задавить эту публику – нельзя. Они ведут бизнес в законном поле, только потеряли меру. Заклеймить их позором? Тоже нельзя. Значит, их нужно исключить. Мы поехали туда и сказали сельхозпроизводителям - чтобы на них перестали греть руки все желающие, им надо самоорганизоваться. Способ – создание неприбыльного заготовительного кооператива, который имеет определенные налоговые льготы, другие преимущества. Когда я встречался там с людьми, вскрылось три проблемы: давление со стороны заводов, посредники без меры и проблема со стороны людей – есть вопрос качества молока, в которое люди добавляют воду. Цена на молоко сегодня – 3,2-3,8 грн. за литр в заготовке. В зависимости от количества, качества и плеча к заводу. Цена у населения – 2,2-2,7 грн, и опять же в зависимости от количества и качества. Но тут опять сидят посредники, которые добавляют себе 50 копеек. 
В общем, мы людям предложили объединиться. Более того, есть добрая воля руководства Одесской облгосадминистрации помочь людям в материальном плане, организационно.
На покупку охладительной ванны для молока, приборов для определения качества молока, на покупку молоковоза руководство обладминистрации намерена выделить около 1 млн. грн. 
 
Е-95: Может ли облгосадминистрация напрямую помогать деньгами предпринимателям? 
А.Н.: Мы утвердили схему, по которой это имущество сначала будет коммунальным, принадлежать местным советам. Все обсудили и пришли к выводу, что в районе будет создано два таких кооператива. Кроме того, местные власти вложат деньги в ремонт помещений. На решение вопроса по срокам потребуется 2-3 месяца, т.к. надо принять несколько решений местных советов, перевести деньги и т.д. Кроме того, председатель Одесской обладминистрации принял решение о дотировании самих производителей молока. Но тут мы неожиданно встретились с сопротивлением жителей: они не хотят объединяться и напрягаться. А многие из них не понимают, что у нас нет права просто взять и пострелять этих посредников. Если вы сами попадаете им в лапы, то это ваши проблемы. Мы предлагаем вам вариант решения, а вы можете делать так, как мы советуем или не делать. 
 
Е-95: Чем же все закончилось?
А.Н.: Мы несколько раз приезжали в эти села, общались с людьми, с местными чиновниками, с посредниками. Мы потребовали от местных чиновников максимально помочь людям.
Но самое интересное, что когда мы спустя две недели приехали снова, выяснилось, что Крайнюк, который был заводилой всего этого бунта, не хочет организовывать этот заготовительный кооператив. Потому что он для людей не авторитетен и люди за ним не пойдут. И никто не хочет. Более того, этот Крайнюк уже сам жалуется, что у него никто молоко брать не хочет. Уже по селу всем дают 2,5 грн. за литр, а его объезжают. Так что пока пошуметь – это да, он был готов, а как повести за собой людей, не смог. Мы ему готовы помочь деньгами, помочь всем, а он не хочет. Зато в другом селе – в Кричуновской сельраде все отлично. Там председатель сельсовета, женщина, съездила в Сарату, изучила опыт создания таких кооперативов, вернулась, нашла соорганизаторов этого кооператива, нашла помещение, нашла деньги для старта. Тоже самое и в селе Ясеновом, где молодой парень загорелся этой идеей.
 
Всего 0 комментариев

Архив