Украина провалила расследование трагедии 2 мая в Одессе – эксперты
Украинским властям не удалось достичь существенного прогресса в расследовании трагических событий в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года, повлекших за собой гибель 48 человек. Такой вывод содержится в отчете экспертов Международной консультационной группы (МКГ), обнародованном 4 ноября.
Недостатки расследования отрицательно сказались на способности точно воспроизвести обстоятельства тех кровавых событий и привлечь виновных к ответственности, говорится в документе, насчитывающем почти 100 страниц.
В состав МКГ, созданной в конце 2013 года по инициативе генсека Совета Европы Торбьерна Ягланда, вошли три независимых эксперта: бывший председатель Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге Николас Братца, бывший судья ЕСПЧ Владимир Буткевич и экс-прокурор Харьковской области Олег Анпилогов. Согласно мандату, группа осуществляла надзор за соблюдением требований Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в расследовании украинскими следственными органами преступлений против Майдана. Соответствующий отчет МКГ был обнародован 31 марта 2015 года. Впоследствии полномочия группы были расширены и охватили изучение хода расследования событий в Одессе.
Независимые эксперты считают, что одесская трагедия, как и события на киевском Майдане, "оставила глубокие шрамы в украинском обществе", залечить которые может только "независимое и эффективное расследование". Но члены МКГ убедились, что украинское общество не верит, что такое расследование может быть проведено, и воспринимает как факт безнаказанность представителей правоохранительных органов и нежелание или неспособность властей привлечь к ответственности виновных в гибели и увечьях людей.
Эксперты отмечают, что за 18 месяцев, которые прошли после событий в Одессе, до сих пор вызывающих много вопросов, "ни одного обвинения в причастности к гибели множества людей вследствие пожара в одесском Доме профсоюзов не было предъявлено". МКГ указывает, что расследование, которое все-таки было проведено, имело ряд структурных недостатков, ему не хватало независимости и эффективности, и в целом оно не соответствовало требованиям ЕКПЧ.
Эксперты признают, что задачи, стоявшие перед теми, кто непосредственно расследовал события 2 мая в Одессе, "были значительными, и их влияние на ход расследования не стоит недооценивать". Однако власти, считают члены МКГ, не должны использовать это как оправдание для своих ошибок и неудач.
Веские основания усомниться в беспристрастности расследования членам МКГ дал тот факт, что к событиям в Одессе, согласно показаниям свидетелей, были прямо причастны представители милиции, поэтому "расследование массовых беспорядков должен был вести орган, полностью независимый от МВД", считают эксперты. Неэффективным, по их мнению, было и распределение полномочий в расследовании между Генпрокуратурой Украины и МВД, а общий кадровый уровень следователей эксперты назвали "неадекватным".
Первые судебные слушания, связанные с событиями в Одессе, начались в ноябре 2014 года, обвинения – в причастности к массовым беспорядкам и в незаконном использовании огнестрельного оружия – были выдвинуты против 21 человека. Эксперты убеждены, что решение выдвинуть обвинения сразу против 21 человека в одном деле, без индивидуализации всех деталей обвинения, негативно повлияло на ход судебного процесса.
Самым "вопиющим примером отсутствия усердия" властей расследовать события в Одессе МКГ считает то, что первые реальные усилия по выяснению причин непонятного 40-минутного опоздания пожарных расчетов к пылающему Дому профсоюзов были предприняты следствием только в декабре 2014 года.
Эксперты сделали вывод, что ход расследования одесских событий вновь продемонстрировал необходимость создать на Украине государственное бюро расследований. Однако это бюро, напомнила Киеву МКХ, должно руководствоваться стандартами независимости и эффективности в соответствии с нормами Европейской конвенции по правам человека.
Расследование одесской трагедии должно продолжиться, убеждены эксперты МКГ. Они надеются, что их выводы помогут властям Украины привлечь виновных к ответственности, восстановить общественное доверие к государственной юридической системе и "наконец перелистнуть эту трагическую главу в истории Украины".