103-летняя мать-героиня из Одесской области дает рецепты молодости

103-летняя мать-героиня из Одесской области дает рецепты молодости
26 июня 2013 | 09:07 | 0

Жительнице села Точилово Ананьевского района Степаниде Цуркан 1 июня исполнилось 103 года. А за несколько дней до этого она получила от украинского государства нагрудный знак "Мать-героиня", хотя звание ей присвоили еще в далеком 1962 году. 

 

Стефана-везучая 

 

Степанида Моисеевна, или баба Стефана, как ее называют односельчане, родила десятерых детей и сейчас является старейшиной большого рода: в ее семье – 24 внука, 41 правнук и четыре праправнука.Родилась будущая мать-героиня в селе Липецкое Ананьевского района в молдавской многодетной семье.

 

"Вот мой отец, а это – мать. Их портреты берегу всю жизнь, - бабушка Стефана аккуратно расправляет морщинистыми руками фотоснимки в картонных рамках. С черно-белой бумаги смотрят суровые крестьянские лица, закаленные тяжелым трудом на поле. – Я тоже с детства работала на поле, пахала землю с волами. Всю жизнь на земле, как мои родители".

 

Когда девочке было около 10 лет, в поле она нашла гранату. Недолго думая, она попыталась ее разобрать, а когда не получилось, принесла находку домой.

 

"Отец сильно ругался, гранату куда-то потом девали, уже не помню, что с ней сделали. А потом меня все стали называть везучей: суждено, значит, жить. Не подорвалась. А у нас в селе уже после войны с немцами – знаете, сколько детей подорвалось на минах и гранатах? А мне повезло. Ну и сказали тогда, что долго, мол, жить буду. Вот и живу теперь, а что делать", - улыбается баба Стефана. 

 

С женихом познакомились перед свадьбой 

 

Чтоб дети выросли работящими и порядочными людьми, им нужно привить чувство ответственности в семье, - считает Степанида Моисеевна. На этом чувстве была построена ее жизнь в доме отца, на нем же – ее собственная семья.

 

"В школу мы не ходили, отец не пускал. Однажды я с соседкой пошла в школу, так дома меня ждал папа с палкой. Строго наказал, что пошла, не спросившись. Но и безграмотной не осталась. Отец учил всех ребятишек читать-писать, дома тоже нас учил дополнительно. У меня внуки когда в первый класс ходили, я им помогала уроки делать", - рассказывает С. Цуркан.

 

В семье было принято помогать старшим и заботиться друг о друге. А еще – беспрекословно выполнять все, что скажут старшие. Это касалось и создания семьи. Когда Степаниде исполнилось 17 лет, она неожиданно для себя стала женой.

 

Тот день она помнит до сих пор

 

"Целый день жала на поле кукурузу серпом. Проколола ногу пеньком от кукурузного стебля, к вечеру нога распухла сильно, еле приковыляла домой, уставшая, грязная. Прихожу – а в доме какие-то люди. Оказывается, отец договорился с жителем соседнего села Точилово о свадьбе. Вот так я познакомилась с будущим мужем Терентием", - вспоминает она.

 

После сватовства сыграли свадьбу – всего-то через две недели. А еще через три дня молодожены съездили по такому важному случаю в Ананьев и сфотографировались. Этот портрет баба Стефана бережет как зеницу ока:

 

"Мы прожили с Терентием более полувека. Хоть бы раз слово мне плохое сказал, не то что ругал или бил. Душа в душу жили. Всегда вместе все делали. Потому что мы отвечали друг за друга. А сейчас молодежь живет гражданскими браками – я не понимаю, как это. Это значит, что никто отвечать за другого не хочет?" – рассуждает бабушка. 

 

Труды и дни 

 

Сколько себя помнит, Степанида всегда тяжело работала. Как ты все успеваешь, - спрашивали ее соседки, кивая на десятерых детей. А она успевала: приготовить еду, обойти домашнее хозяйство, а потом с утра до позднего вечера работать на колхозных полях или на ферме.

 

"Частенько бывало, что ночью вовсе не ложилась. Вечером придешь с работы, управишься по хозяйству, накормишь семью, потом надо муку сделать. Пшеницу молола на ручной мельнице – между каменными жерновами. За ночь смолола, напекла хлеба – глядишь, светает. Подоила корову – и в колхоз", - бабушка Стефана улыбается недоуменным взглядам молодежи: им не понять, как это возможно.

 

Старшие дети в семье отвечали за младших, каждый всегда имел свой круг обязанностей. А вечерами, когда все поели, дети отчитывались перед родителями о прошедшем дне.

 

"Рассказывали, как дела в школе, какие отметки, что получилось, а что нет. Потом рассказывали, как сделали задания по дому. Каждый говорил о своих достижениях и трудностях. И вместе обсуждали, что делать, кому как помогать. Потом отец проводил «планерку»: давал задания по дому на завтра", - вспоминает дочь Степаниды Моисеевны и Терентия Ивановича Надежда.

 

«Будут внуки, потом все опять повторится сначала»

 

Девятерых детей вырастила Степанида: маленький Федя, третий ребенок, который родился еще до войны, к сожалению, умер. И сейчас раз в год все собираются в Точилово на мамин День рождения, только сын Владимир, который живет в Иркутске, приезжает раз в два года.

 

"Семья у Степаниды Моисеевны большая. Я и сам родственником прихожусь – внучатый племянник Терентия Ивановича. Меня всегда поражала история их жизни. Особенно тяжело пришлось в годы Великой Отечественной, когда бабушка Стефана осталась с тремя детьми в оккупации. Терентию Ивановичу тоже пришлось несладко: был ранен, прошел всю войну, а после войны отработал еще три года в Кривом Роге. Вернулся домой – его арестовали, заподозрили, что он убежал, не отработав положенное. Слава Богу, все разрешилось, и все это время она его ждала, сама поднимала детей. Вот это подвиг, про который писать в книжках надо", - считает председатель Точиловского сельсовета Александр Цуркан.

 

"В войну тяжело было, хотя нам еще повезло: молдаван румыны не особо обижали. Но работать приходилось тяжело. Однажды меня записал на каждодневные работы наш односельчанин. Я не смогла выйти – трое маленьких детей, оставить не с кем, один заболел. Осталась дома, думаю, будь что будет. Тут открывается дверь в дом – на пороге румынский офицер. Я как раз младшего сына купала. Он посмотрел, потом развернулся и ушел. Больше на работы меня не записывали", - вспоминает Степанида Моисеевна.

 

Во время нашего разговора внучка Оля положила младшенькую правнучку бабушки на кровать.

 

"Осторожно, не на край. Упадет еще, не дай Бог", - тут же приподнялась баба Стефана.

 

"Вот такая она всегда. И внуков всех вынянчила, и правнуков до сих пор смотрит. Я в магазин иду, Дашу с ней оставляю. Ей полгодика только, а бабушке доверить можно", - улыбается Оля.

 

Рецепты молодости

 

Первый рецепт - вера.

Всю жизнь бабушка Стефана верит в Бога и, пока были силы, ходила в церковь. Сначала в большой, красивый храм в центре села. Потом в 30-х годах церковь развалили на камни, из камней построили двухэтажную школу: в ней и сейчас учатся маленькие точиловцы.

 

"Когда церковь разрушили, мы построили маленькую. Собрались вместе, делали кирпич из глины и строили. Где-то до 60-х годов молились в ней", - вспоминает С. Цуркан.

 

Потом и эту церковь закрыли, сделали в ней детский садик, а потом – и вовсе склад. Сейчас здание обновили, сделали небольшие купола, вот только приходить сюда женщина уже не может: слишком далеко.

 

Второй рецепт Степаниды Моисеевны – умеренность во всем.

"На завтрак всю жизнь ели борщ и картошку – вареную или жареную. Потом уже обедали, если успевали, молочными продуктами, хлебом. И ужинали мамалыгой или тоже картошкой. Праздничное блюдо – это плацинды. Мама их пекла 20 штук за раз в печи. И начинки разные: зелень, брынза, яйцо вареное, картошка, капуста, а когда и мясо. Самые вкусные плацинды были у нее – так больше никто теперь не умеет испечь, хот она всех учила. А все равно так не получается", - вспоминает дочь Надежда, которая сейчас живет с мамой.

 

Третий рецепт – добродушие и ответственность.

"Мы соседи со Степанидой Моисеевной с 81 года. Бабушка очень хорошая, всегда нам помогала, чем могла, советы давала по хозяйству. Мы были молодые, она нас поддерживала всегда. Советовала в строгости держать детей, а любить их ночью, когда они спят, чтоб не знали, как сильно ты их любишь и не разбаловались", - рассказывает соседка Мария Владимировна Куницкая.

 

"Я с 1959 года живу по соседству, она такая женщина – как мать родная. Если обращалась чем-нибудь, она всегда помогала. Если в селе свадьба или похороны – она всегда тут как тут с помощью, приготовит, уберет, подскажет, что и как. У нас в селе заборов нет – только от коров плетни маленькие. И дома не запираем – не от кого. И вот на таких, как баба Стефана, держится село", - считает другая соседка Татьяна Николаевна Мазараки.

 

Источник - газета "Вести".

Всего 0 комментариев

Архив