Одесский Куяльник может окончательно пересохнуть уже летом. Для спасения остался последний шанс
Одна из одесских достопримечательностей - Куяльницкий лиман стремительно пересыхает. Чиновники и экологи еще с осени 2011 года обсуждают тему прокладки трубы, по которой из моря в лиман пойдет вода, способная вдохнуть в водоем новую жизнь. Впрочем, с тех пор дело продвинулось мало, также ничего не сделано для восстановления стока речки Большой Куяльник в лиман. При этом различного рода ученые, общественники, чиновники и просто неравнодушные граждане продолжают спорить о путях спасения лимана, напрочь забывая, что время уже потеряно, и спорить некогда – надо заняться, наконец-то, делом.
Примерно с 2007 года Куяльниций лиман уже не первый год грозит пересохнуть полностью. Первыми на это обратили внимание казаки во главе с общественным деятелем Сергеем Гуцалюком. После этого Куяльник каждое лето привлекает внимание общественности и властей, в первую очередь, благодаря журналистам и фотографам, показывающим апокалиптические пейзажи пересыхающего лимана. Конечным итогом столь пристального внимания стали два принципиальных решения Одесского облсовета – о создании на Куяльнике ландшафтного парка и о постройке трубопровода лиман – море. Но их реализация идет со скрипом.
Резкое падение уровня воды, начиная с упомянутого 2007 года, привело к столь же резкому росту его солености, доходящей до 400 промилле и выше – то есть, в одном литре воды растворено до 400 граммов соли. Обнажившиеся участки дна становятся пустыней, над которой бушуют соляные бури, ветер разносит соль по всей округе. Первыми пострадали от этой напасти жители верховий лимана – сел Севериновка, Русская Слободка, Старая Эметовка. А в прошлом году случилось беспрецедентное за более чем сто лет событие – на Куяльнике выпала соль-самосадка.
В этом году ситуация на лимане чуть лучше, чем в прошлом, в основном, благодаря дождям. Но уже через месяц, если не будет дождей, уровень воды начнет стремительно падать и не исключено, что в условиях сильной жары к августу-сентябрю этого года Куяльницкий лиман высохнет совсем.
Почему гибнет Куяльник?
В пересыхании лимана чаще всего винят нелегальных добытчиков песка в долине речки Большой Куяльник. Они вырыли карьеры, в которые уходит вода из речки Большой Куяльник. Также они построили дамбу чуть ниже Севериновки, которая полностью перекрыла русло реки и прекратила сток воды из речки в лиман. Однако это только верхушка айсберга – целого комплекса природных проблем и результатов человеческой деятельности, губящих Куяльник. Но даже и с браконьерами песчаных карьеров справиться не хватает сил или желания у местных властей и правоохранительных органов. Хотя это помогло стонущему от жажды водоему. Однако главная возможность для наполнения водой Куяльника от человека не зависит.
В среднем, из речки Большой Куяльник, ручьев и балок по берегам лимана, таяния снега по берегам и стоков прибрежных сел в лиман должно попадать от 17 до 26 млн. кубометров воды в год. Кроме того, в лиман поступает до 23 млн. кубометров воды из осадков – дождя и снега. В сумме это дает теоретический максимум в 49 млн. кубометров и минимум – в 40 млн. кубометров. При этом ежегодное испарение из Куяльницкого лимана, по данным на 2000 год, составляет около 42 млн. кубометров воды. То есть, мы видим, что в засушливые годы, особенно с малоснежными зимами, Куяльницкий лиман имеет склонность к постоянному пересыханию и без вмешательства человека.
Наблюдения, продолжающиеся уже более двух столетий, показывают, что лиман регулярно меняет уровень. В одни годы это полноводный водоем, в другие — неглубокая соленая лужа. Лиман подвержен определенной цикличности – периоды относительно высокого уровня воды продолжительностью от 1 до 6 лет сменяются более длительными периодами (10-20 лет) спада и усыхания. Известно, что в 1774, 1792, 1824, 1826, 1828, 1830, 1831, 1835, 1847, 1850, 1851, 1853, 1866, 1867 и 1869 годах на лимане выпадала соль.
С 1859 по 1878 годы лиман был перегорожен плотиной у немецкой колонии Гильдендорф (Красноселка) на две части – Северную, воспринимавшую весь объем воды весенних половодий и Южную, где велась добыча соли. Уровень воды в южной части лимана в 1860-е годы регулировался впуском воды из моря – известно, что с 1860 по 1873 годы морскую воду подавали в лиман несколько раз. Весной 1878 года половодье прорвало плотину, после чего ее уже не восстанавливали, и лиман, так сказать, воссоединился. После этого морскую воду подавали в лиман еще дважды – в 1907 и 1925 годах. Кстати, пики солености воды Куяльника наблюдались в 1920-1921 (чуть более 300 промилле), и, начиная с 2009 года, когда летом соленость зашкаливает за 300-350 промилле, а в 2012 году превысила 400 промилле.
Известный ученый-гидролог М.Ш. Розенгурт в своей монографии "Гидрология и перспективы реконструкции природных ресурсов одесских лиманов" еще 1974 года издания отметил, что Куяльницкий лиман наполняется водой исключительно во время одного или нескольких сильных весенних паводков, после чего уровень воды в нем 5-7 лет держится относительно высоким, затем лиман начинает пересыхать. Кроме того, как показали наблюдения, (сильные паводки были в 1861, 1863, 1870-71, 1875-78, 1883, 1888, 1908-1909, 1931-32, 1940-41, 1962-63, 1968-69, 2003 годах), лиман наполняется водой только при условии резкого повышения температуры воздуха, когда снег по берегам тает, и вода стекает в лиман по еще промерзшей земле.
Получается, что если бы не периодически случающиеся снежные зимы с последующим быстрым таянием снега и неоднократное заполнение лимана морской водой – он бы давно высох.
Тогда же, в начале 70-х, М.Ш. Розенгурт, в свое время зарубивший на корню масштабный проект канала для переброски воды из Дуная в Днепр, сделал вывод о совершенной незначительности стока речки Большой Куяльник в лиман, так как почти вся вода расходуется для орошения и наполнения различных прудов в речной долине.
Те же выводы делают и ученые, обследовавшие лиман в 2001-2002 годах и обнаружившие, что проложенный в конце 80-х газопровод и дорога из бетонных плит под его трубами стали своего рода плотиной, мешающей стекать в лиман остаткам воды Большого Куяльника, доходящим до устья.
Есть еще одна полоса препятствий для попадания воды из Большого Куяльник в лиман. Речь идет о двух широких траншеях поперек всей долины лимана. Раньше там находились подземные линии нефте- и газопровода, проложенные еще в конце 50-х, в период очередного снижения уровня лимана. Затем трубы прогнили, их забросили, нефтепровод перенесли значительно севернее, а газопровод проложили на эстакаде. А примерно в 2004-2005 годах охотники за металлом выкопали с обнажившегося дна лимана старые трубы, а оставшиеся после их "работы" траншеи, кучи грунта и бетонные блоки превратились в "лунный пейзаж", мешающий речной воде течь в лиман.
Труба иль не труба, вот в чем вопрос
Идею запитать Куяльник водой из моря еще в 2009 году рекомендовал тогдашний главврач санатория "Куяльник" Николай Тыщук.
Проложить открытый канал, по которому морская вода самотеком идет в лиман, сейчас невозможно – на его пути встанут две оживленные автомагистрали (Николаевская и окружная дороги), железнодорожная станция, жилой микрорайон и несколько прудов. Единственно возможным вариантом остается прокладка трубопровода.
Трубопровод, о котором впервые с практической точки зрения заговорили осенью 2011 года. Однако с тех пор единственная подвижка в процессе – тот факт, что заместитель председателя Одесской обладминистрации Валерий Матковский обнаружил заброшенный канализационный коллектор от Николаевской дороги к лиману, проходящий под железной дорогой и дамбой Объездной дороги. Если по нему проложить новую пластиковую трубу, это может существенно сократить сроки и стоимость работ. По мнению доцента кафедры гидроэкологии и водных исследований экологического университета Олега Гриба, стоимость прокладки такой трубы длиной около 500 метров – всего 200 тысяч гривен. Самое сложное в "трубном" деле – вопрос о том, как именно труба пройдет под Николаевской дорогой, и где именно будет организован водозабор из моря.
Предлагаемый "дешевый" вариант, при котором морская вода будет поступать в лиман самотеком, за счет разницы в уровнях моря и лимана, может оказаться не столь эффективным, как ожидается. Возможные причины – большая длина трубы и, возможно, необходимость хотя бы некоторого ее заглубления с морской стороны. В связи с этим, вероятно придется строить и насосную станцию, что увеличит продолжительность и стоимость строительства.
Однако в этом решении есть одна, но очень большая опасность. Морская вода, намного менее соленая и с иным химическим составом, может вызвать необратимые химические реакции – в частности, выпадение гипса на дно лимана.
Впрочем, история убедительно доказывает, что многократные впуски морской воды не повлияли на лечебные свойства грязей и слегка компенсировали добытую на рубеже XIX-XX веков соль. Мало того, впуск морской воды слегка опреснит тот солевой раствор в 350-400 промилле, который сейчас по недоразумению называется водой, до считающейся сравнительно нормальной солености в 170 промилле. Для сравнения, после того, как в 1941 году Куяльник был затоплен водами Хаджибейского лимана после взрыва дамбы, его соленость упала до 29 промилле – и в лимане несколько лет даже водилась рыба.
Таким образом, альтернатив пуску морской воды в Куяльницкий лиман из Черного моря нет. По крайней мере, для того, чтобы не дать ему пересохнуть совсем. Это проверенная опытом конца XIX – начала ХХ столетий практика. Вместе с тем, труба из моря в лиман никак не отменяет того, что нужно реанимировать и речку Большой Куяльник.
Здесь тоже есть обширный список мероприятий: прекратить добычу песка в речной долине и ликвидировать карьеры, прочистить русло речки, привести в порядок многочисленные ставки и плотины на всем ее протяжении и, наконец, ликвидировать "полосы препятствий" в устье – дамбы и остатки от трубопроводов. Естественно, что браконьеры песчаных карьеров должны понести заслуженное наказание и до конца своих дней выплачивать в казну будущего ландшафтного парка "Куяльник" сумму нанесенного ими ущерба природе.
Но если не поторопиться, то очередная соляная буря засыпет солью из высохшего лимана не Севериновку, а 300-тысячный поселок Котовского, а то и всю Одессу.
Александр Вельможко