Суд над похитителями картины Караваджо из одесского музея тормозится из-за неявки свидетелей
Уголовное дело о похищении из одесского музея картины Микеланджело Меризи де Караваджо "Взятие Христа под стражу" ("Поцелуй Иуды") фактически разваливается в суде из-за пропажи свидетелей. Об этом пишет интернет-издание "Думская.net".
Как сообщил изданию источник в прокуратуре, дело рассматривает судья Подольского райсуда Киева Елена Павленко. Процесс застопорился на стадии допроса свидетелей, которых примерно тридцать. Люди просто не являются в суд, и заседания приходится переносить. Несколько раз судья выдавала постановления о принудительном приводе свидетелей, однако их так и не нашли.
При этом подсудимые в прошлом году были освобождены из СИЗО под подписку о невыезде. Они отказались от своих первоначальных показаний и теперь полностью отрицают причастность к краже полотна. "И в самом деле, тот факт, что их задержали при попытке сбыть картину, никак не доказывает, что именно они ее похитили", – отметил собеседник издания.
"В такой ситуации все зависит от позиции судьи и обвинения, а также от мастерства защитников, – говорит адвокат Валерий Судаков. – В принципе неявка свидетелей – не такое сильное препятствие для рассмотрения дела. Суд может заслушать их письменные показания, которые они дали на стадии досудебного расследования. Однако если такого желания нет или если адвокаты сумеют убедить судью в том, что истину без допроса свидетелей в зале суда установить не удастся, то тогда придется направлять дело на дополнительное расследование. Судя по всему, в данном случае все идет к этому".
Напомним, троих из пяти обвиняемых — Лери А., Алексея Б., Сергея П. – арестовали летом 2010 года в Германии, одного (Сергея К.) – в Украине. Пятого фигуранта – Тамази Ч. – этапировали из колонии, в которой он отбывал срок за другое преступление.
По данным следствия, группа причастна не только к похищению полотна Караваджо из Одесского музея западного и восточного искусства, но и к краже имущества телестудии "Бизнес-центр НКСИУ" (освещает спортивные события с участием инвалидов), которая произошла в марте 2010 года. Из офиса студии, расположенного на территории Главного клинического госпиталя Министерства обороны, злоумышленники вынесли серверы с видеоматериалами о победах украинских паралимпийцев, фото- и видеотехнику стоимостью почти миллион гривен. Занимались они и квартирами небедных граждан. Общий ущерб, нанесенный преступной группой, оценивается в 5 млн. грн.
При этом украденная картина по-прежнему находится в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины.
К восстановлению полотна, которое, по мнению некоторых экспертов, написал не Караваджо, а другой, не столь именитый итальянец Джиованни ди Атилли, до сих пор не приступили – оно является вещественным доказательством в уголовном деле, и работать с ним можно будет только тогда, когда разрешит судья.
"Мы неоднократно обращались в Подольский суд с просьбой дать нам возможность начать реставрацию, но всякий раз получали отказ. Сейчас готовим новую просьбу", – рассказала директор реставрационного центра Светлана Стрельникова.
Она рассказала, что "Поцелуй Иуды" находится в серьезно охраняемом помещении, в котором соблюдается необходимый температурно-влажностный режим. "Разговоры о том, что, мол, задержка с реставрацией приведет к утрате полотна, не имеют под собой никаких оснований. Созданы все условия для сохранности этого произведения", - подчеркнула директор.
Напомним, полотно "Поцелуй Иуды" было похищено 31 июля 2008 года из Одесского музея западного и восточного искусства. Обнаружили картину два года спустя, в июне 2010 года, в Германии. В августе того же года канцлер ФРГ Ангела Меркель торжественно передала ее президенту Украины Виктору Януковичу.